Форма заказа консультации по регулированию ИС в Европе
user

Введите ваше имя

user

Введите ваш E-mail

phone

Введите номер телефона

comment

За последние годы произошел огромный рост цифровых коллекций произведений искусства, хранящихся в галереях и музеях, часть которых стала доступной в Интернете. В течение 2020 года, когда в большинстве стран по всему миру были приняты карантинные меры из-за пандемии Covid-19, произошло заметное увеличение онлайн-доступа к широкому спектру изобразительных искусств. Эта технология существует уже некоторое время, но пандемия стала причиной того, что музеи организовали возможность «онлайн-посещений». Однако электронные коллекции и обмен произведениями искусства в Интернете порождают важные вопросы о владении авторскими правами и защите интеллектуальной собственности в Интернете.

Регулирование защиты прав ИС в Европе

Отпечатки, копии и слепки произведений искусства издавна использовались коллекционерами, галереями и музеями для пополнения своих коллекций. Но в последнее время благодаря технологическим достижениям, таким как цифровая фотография с более высоким разрешением, 3D-камеры и даже виртуальная реальность, цифровые коллекции становятся все более популярными.

Что касается графических произведений, эти коллекции предусматривают два варианта использования: 

  1. галереи и музеи часто загружают большие объемы архивных материалов в Интернет, чтобы их можно было просматривать в свободное время или для получения коммерческой лицензии на использование ИС;
  2. галереи и выставки обращаются к виртуальной реальности, чтобы обеспечить больший доступ к работам в целом.

Эти цифровые коллекции поднимают ключевые вопросы в отношении защиты авторского права в ЕС. Например, могут ли коллекции/выставки быть объектом владения и продаваться, и в какой степени они могут нарушать права оригинальных художников.

Авторское право на копии произведений искусства

Проблема определения того, может ли авторское право существовать в архивной версии произведения искусства, важна для музеев и галерей. Это связано с тем, что они, например, могут пожелать коммерциализировать изображения, лицензируя их. Однако для того чтобы использовать объекты ИС для коммерческих целей в ЕС и других юрисдикциях требуется наличие юридически защищенного права интеллектуальной собственности.

Согласно английскому праву, на которое в значительной степени повлияла судебная практика Суда Европейского Союза (CJEU), исходная позиция состоит в том, что художественное произведение должно быть «оригинальным», чтобы оно соответствовало авторскому праву. Традиционный тест устанавливал относительно низкий порог, поскольку «навыки и труд» художника были ключевым фактором. Однако с годами CJEU установил в качестве критерия то, является ли произведение «собственным интеллектуальным творением автора», что повлияло на английский подход.

Урегулирование споров по интеллектуальной собственности в Европе

Применение этих принципов к проблеме изображений существующих произведений искусства, не устраняет неопределенность в отношении защиты прав на ИС в ЕС или Великобритании. Например, в сфере фотографии ключевой вопрос часто заключается в том, может ли фотография уже существующего произведения искусства составлять собственное интеллектуальное творение автора. Хотя фотография может явно требовать от фотографа принятия творческих решений, как правило, фотографии 2D-работ рассматриваются как работы, которые не подлежат защите. Тем временем, может быть не так сложно доказать существование авторских прав в отношении фотографии трехмерного объекта (например, скульптуры),  потому что собственный творческий выбор фотографа менее ограничен.

Защита интеллектуальной собственности в Великобритании и других европейских странах в отношении сферы виртуальной реальности зависит от различных фактов. Хотя основу для виртуальных выставок обычно составляет серия сшитых вместе фотографий, конечный результат потенциально может рассматриваться как объект авторского права.

Авторское право на копии старых произведений искусства

Также стоит учитывать такой нюанс – может ли распространяться авторское право на воспроизведение очень старого произведения искусства, которое само по себе не защищено авторским правом. Европейская Комиссия недавно приняла статью 14 Директивы об авторском праве и смежных правах на едином цифровом рынке. Ее положения предусматривают, что воспроизведение произведения искусства, срок действия авторского права на которое вышел, не может пользоваться защитой авторского права, если это ого не является собственным интеллектуальным творением автора.

Могут ли электронные коллекции нарушать права других?

Изначально для того чтобы подать иск о нарушении прав на ИС в Европе в отношении цифровой коллекции, необходимо чтобы авторское право существовало в основном произведении искусства. Следует учитывать, сколько лет художественному произведению, чтобы определить, действует ли еще какое-либо авторское право. Например, авторское право на художественные произведения обычно действует в течение 70 лет с года смерти автора. 

Вопрос о том, имело ли место нарушение авторских прав, зависит от того, была ли отнята «существенная часть». В контексте размещения копий произведений искусства в Интернете особенно важным для галерей является тот факт, что авторское право может быть нарушено представлением произведения для всеобщего сведения. Это включает в себя обеспечение публичного доступа в Интернете к произведению искусства, которое не было принято во внимание художником в то время, когда оно было предоставлено галерее или музею. Другими словами, предоставленное художником право повесить произведение искусства в галерее не обязательно дает ей право включить произведение искусства в онлайн-выставку и сделать его доступным онлайн для всего мира.

Защита прав ИС в Интернете

Если вас интересует вопрос обеспечения защиты ИС в отношении произведений искусства, следует учитывать, то галереи/музеи должны обеспечить наличие всех необходимых лицензий в отношении произведений искусства, охраняемых авторским правом, прежде чем размещать их в цифровых коллекциях. Если важно контролировать будущее использование произведений, размещенных в Интернете, владельцы прав на ИС могут добавить технические ограничения на загрузку или копирование материалов из цифровых коллекций и использовать водяные знаки. 

Больше информации по данной теме вы можете узнать на персональной консультации по регулированию интеллектуальной собственности в Европе. Специалисты IQ Decision UK готовы предоставить сопровождение в урегулировании спора по ИС в Великобритании и других европейских странах.